Сообщество - Банковское сообщество

Банковское сообщество

4 097 постов 6 423 подписчика

Популярные теги в сообществе:

1

Когнитивный диссонанс по поводу комиссии

У нас тут в коллективе общество поделилось на 2 лагеря. К какому принадлежите вы и можете ли доходчиво объяснить этот когнитивный диссонанс?

Комиссия по эквайрингу 2%, но при возврате дополнительно комиссия не взимается.

Допустим платеж на 100 рублей. Вы получаете на счет 98 рублей. При возврате вы возвращаете покупателю полную сумму, 100 рублей. Получается доплачиваете свои 2 рубля.

Итого 4 рубля общий расход на покупку и возврат?

И вторая версия, которой я придерживаюсь. Допустим на счету было ноль рублей. Вам на счет пришло 98 рублей, 98 рублей вы вернули и доплатили 2 рубля. Итого расход 2 рубля.

148

Юнит-экономика абсурда: Как Альфа-Банк зажал 300 тысяч, а потерял Миллиард (Считаем убытки банка)

Привет, Пикабу! Это продолжение истории о том, как Альфа-Банк заблокировал мои личные средства, послал меня на три буквы (КБО) и вынудил вызвать копов, а Центробанк в ответ перенаправил материалы дела в Роспотребнадзор.

Под прошлыми постами периодически всплывают комментарии в стиле: «Автор, да банку глубоко пофиг на твои посты, ты для них капля в море, они этого даже не заметят».

Как человек с экономическим мышлением, я решил перевести этот конфликт на язык, который топ-менеджмент Альфа-Банка понимает лучше всего — на язык денег. Давайте посчитаем репутационный ущерб банка в цифрах юнит-экономики (unit economics). Самое смешное, что все базовые формулы для расчета я взял на официальном образовательном портале самого Альфа-Банка.

Короткий ликбез по терминам, на которых живет банк.

Чтобы расчеты были понятны каждому, разберем две главные метрики, которые банкиры ежедневно отслеживают на своих закрытых планерках:

1. CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения одного платящего клиента. Это сумма, которую банк тратит на дорогую рекламу по ТВ, у блогеров и на акции вроде «Приведи друга», чтобы затащить к себе одного активного человека.


2. LTV (Lifetime Value) — «пожизненная ценность» клиента. Это чистая прибыль, которую банк выкачивает из одного человека за все годы обслуживания за счет комиссий, платы за СМС, эквайринга в магазинах и прокручивания его денег.

Золотое правило Альфа-Банка: «Если LTV больше CAC — вы зарабатываете. Если меньше — теряете. Целевое соотношение LTV:CAC для устойчивого бизнеса — от 3:1» (Цитата из курса Альфа-Банка для предпринимателей).

«Священная корова» банковского сектора

В розничном банке клиенты делятся на касты. Обычный держатель дебетовой карты приносит банку копейки (скромный LTV — около 15 000 рублей за пару лет).

Но есть «священная корова» — ипотечник.
Согласно официальной статистике Банка России и аналитического агентства Frank RG, ипотечные кредиты составляют около половины всего объема кредитования населения в РФ. Доля крупных заемщиков (ипотека, автокредиты, крупные потребкредиты наличными) составляет в среднем 15% от активной розничной базы банка.

По данным Объединенного Кредитного Бюро (ОКБ), средний размер ипотеки в России на 2026 год составляет 4,3 млн рублей. Учитывая, что за 10–15 лет заемщик выплачивает банку 2–3 стоимости квартиры, чистая прибыль (чистая процентная маржа за вычетом расходов на фондирование) банка с одного такого клиента составляет минимум 1 200 000 рублей чистого навара.

Потеря одного ипотечника для банка — это трагедия. А теперь давайте считать, сколько их ушло от Альфы благодаря моим постам.

На самом деле ипотечник — это супер-клиент. Мало того, что он приносит банку миллионы по кредиту, банк параллельно выжимает из него все соки по стандартной дебетовой программе: заставляет получать туда зарплату, крутить там семейный бюджет, платить за СМС, оформлять страховки и делать переводы. То есть его базовый LTV как обычного клиента никуда не девается — он плюсуется к ипотечному доходу.

Сценарий №1: Считаем убытки ТОЛЬКО по комментаторам

Под одним только моим самым первым постом набралось более 1 000 уникальных комментаторов. Большинство из них выразили жесткий негатив к банку, а многие прямо заявили, что закрывают счета или отказываются от предложений Альфы.

Статистически из этой 1 000 человек — 15% (150 человек) являются потенциальными или действующими крупными заемщиками/ипотечниками. И вся 1000 — обычные клиенты.

1. Слитый рекламный бюджет (CAC): По данным профильных исследований E-Promo Group и Генеральный Директор, финансовый сектор — самый дорогой в плане рекламы. Привлечь одного активного клиента в топ-5 банков в 2026 году стоит в среднем 6 000 рублей.

1 000 человек × 6 000 руб. = 6 000 000 рублей прямых убытков на рекламу, улетевших в помойку.


2. Упущенная прибыль от обычных клиентов (вся 1000 человек):

1000 × 15 000 руб. (базовый LTV) = 15 000 000 рублей.


3. Упущенная прибыль от ипотечников (150 человек):

150 × 1 200 000 руб. (LTV ипотечника) = 180 000 000 рублей.

ИТОГО по Сценарию №1: Зажав мои 300 000 рублей, эффективные менеджеры Альфа-Банка выставили свою контору на 201 000 000 рублей (200 миллионов, Карл!!!) долгосрочного финансового урона только на тех людях, которые оставили комментарии.

Сценарий №2: Реалистичный

Мой первый пост прочитали более 450 000 человек. Огромная часть из них просто молча сделала выводы. Давайте представим, что всего 1% от этой аудитории (4 500 человек) наглухо закрыл для себя тему с Альфой, заблокировал их карты или прошел мимо их рекламы.

Применяем ту же пропорцию ЦБ (15% ипотечников, и все 100% обычные клиенты):

Ипотечники среди них (15%): 675 человек.

Обычные клиенты (все 100%): 4 500 человек.

Считаем ущерб:

1. Слитый бюджет на рекламу (CAC): 4 500 человек × 6 000 руб. = 27 000 000 рублей.


2. Упущенный доход (обычные): 4 500 человек × 15 000 руб. = 67 500 000 рублей.


3. Упущенный доход (ипотека): 675 человек × 1 200 000 руб. = 810 000 000 рублей.

ИТОГО по Сценарию №2: Реальные потери банка от этой пиар-катастрофы в долгосрочной перспективе могут достигать 904 500 000 рублей.

Почти миллиард рублей упущенной выгоды, которая теперь уплывет в Сбер или Т-Банк!!!!

Вместо вывода

Уважаемый топ-менеджмент @AlfaBank! На своем официальном бизнес-портале в статье «Как не потратить больше, чем клиент принесет» вы учите предпринимателей беречь лояльность аудитории.

Как так вышло, что ваши линейные сотрудники в погоне за выполнением KPI и впариванием «Премиума» создали кейс с отрицательной рентабельностью в сотни миллионов рублей? Маркетологи банка, вам как окупаемость рекламы, нормально спится? 😂

Ждем результатов проверок от Роспотребнадзора и ФинОмбудсмена. Запасаемся попкорном.

Сноски и источники для любителей пруфов:

1. Про формулу расчета CAC и LTV от самого Альфа-Банка: Официальный учебник для предпринимателей: «Как рассчитать стоимость привлечения клиента (CAC)»Статья на Альфа-Курс.


2. Про стоимость рекламы и финансового трафика в РФ (2026): Аналитика рекламного рынка и стоимости CPA/CAC в финансовой вертикали — Исследование рекламных бюджетов на RB.ru и данные Журнала «Генеральный Директор».


3. Статистика по ипотечному рынку и среднему чеку (2026): Официальные аналитические отчеты — Итоги ипотечного рынка от Frank RG.

====================================
UPD: Специально для скептиков из комментариев делаю другую выкладку.

Давайте пересчитаем экономику этой пиар-катастрофы не на пальцах, а по официальным формулам сквозной конверсии и воронки диджитал-маркетинга.

Давайте возьмем сухие цифры моего поста и прогоним их через классическую финтех-воронку:

1. Охват (Показы): Первый пост набрал 450 000 просмотров.
2. Переход на следующий этап (Клики / Плюсы): Пост собрал 8 500 плюсов. Плюс на Пикабу — это не ленивый просмотр, а осознанное целевое действие (человек полностью прочитал текст, согласился с ним и кликнул). Считаем CTR (кликабельность): 8 500 / 450 000 × 100% = 1,89%. Для банковского маркетинга это классический золотой стандарт CTR.
3. Финальное действие (Конверсия в лида): По среднерыночной статистике банковского сектора, из тех, кто кликнул по рекламе, до стадии лида (оформления карты или заявки) доходит в среднем от 10% до 12% человек. Берем среднее значение — 11% (метрика CR).

А теперь переворачиваем воронку в обратную сторону и считаем моих «антилидов» — людей, которые после прочтения приняли осознанное решение послать Альфу:

8 500 кликов (плюсов) × 11% конверсии = 935 реальных «антилидов».Смотрите, как красиво и идеально сошлись цифры маркетинга! Система сама отфильтровала 935 человек, которые наглухо закрыли для себя тему с Альфой. Это как раз к 1 кейсу моего поста про 1000 комментариев. Там чек в 200 лямов упущенной выгоды. Что тоже считаю неплохим "наказанием".

Ссылки на статистику для любителей пруфов:Данные по CTR (1,5–2,5%) и стоимости финтех-трафика в РФ: Аналитический отчет E-Promo и AdIndex.
Данные по ростом стоимости привлечения клиента (CAC): Исследование рекламного рынка на RB.ru
И аналитика журнала «Генеральный Директор».Статистика сквозной конверсии из переходов в лиды (CR 10-12%): Исследования эффективности финансового сектора от систем сквозной аналитики Calltouch.

======================================
UPD 2:

Юнит-экономика абсурда: Как Альфа-Банк зажал 300 тысяч, а потерял Миллиард (Считаем убытки банка)
Показать полностью 1
10

Как разводят в банке ВТБ

В прошлый раз я рассказывал, как можно не получить бонусные акции в Т-банке, в этот расскажу про то, как можно не получить кэшбэк в ВТБ. Я не специально, просто в остальных ситуациях у меня не горит настолько чтобы писать про это полонценный пост, а общение с абсолютно похуистичной поддержкой банков вызывает у меня какой-то запредельный уровень возгорания жопы.

История в этот раз будет с двойным поворотом, ведь мою проблему уже успешно решили с точки зрения банка, но на самом деле не решили ничего.

В начале года я решил открыть счёт в ВТБ. Сильнее всего на это решение повлияла их подписка ВТБ Плюс - видимо какая-то партнерская история с Яндексом, предлагающая достойные кэшбэки за пользование сервисами. Поскольку я часто езжу на их такси, и время от времени покупаю что-то в Яндекс маркете, решил к ней подключиться.

Вот так выглядит лэндинг, доступен <a href="https://d.pikabu.ru/story/kak_razvodyat_v_banke_vtb_14090492?u=https%3A%2F%2Fwww.vtb.ru%2Fpersonal%2Fvtbplus%2F&t=%D0%BF%D0%BE%20%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B5&h=6a5ae660f0268e6eb114fa61ae113687c2b00693" title="https://www.vtb.ru/personal/vtbplus/" target="_blank" rel="nofollow noopener">по ссылке</a>. Обратите внимание на плашку внизу, к ней мы скоро вернемся

Вот так выглядит лэндинг, доступен по ссылке. Обратите внимание на плашку внизу, к ней мы скоро вернемся

Первый месяц бесплатно, потом по 349 рублей в месяц - нормально вполне, я 100% буду окупать это кэшбэками - думал я 31 марта, подключая этот сервис. Дата выплаты была указана "до 20 числа следующего месяца". И вот приходит 20 апреля, и я получаю... ничего. Ну ладно, думаю я. Один день наверное решили учесть потом, будем ждать. Но и 20 мая я тоже получаю ничего. В гневе и удивлении пишу в поддержку.

Начнём с того, что сначала мне отвечает написанный явно по очень плохому ТЗ бот. Он утверждает, что кэшбэка у меня нет. Затем подключается сотрудник, который просит подождать пару дней и всё появится. Я честно жду.

В этот момент я уже недоволен, но стараюсь быть дружелюбным

В этот момент я уже недоволен, но стараюсь быть дружелюбным

Через два дня ничего не появилось, и я пишу снова, на что получаю оччччччччень забавный ответ. Мол, на самом деле я подключил опцию ВТБ Плюс всего лишь с 30 апреля!

Вот оно почему бесплатно-то было! Раз ты не платишь, то и кэшбэк тебе не платят!

Вот оно почему бесплатно-то было! Раз ты не платишь, то и кэшбэк тебе не платят!

После этого я уже конкретно горю, но объясняю, что опция была подключена ещё в марте, и надо бы за этот период тоже оплатить. Сотрудник поддержки более высокого уровня как будто всё понимает и создаёт запрос на выплату.

Успех? Да, но не совсем

Успех? Да, но не совсем

На этом содержательный разговор заканчивается, меня уверяют что кэшбэк будет выплачен в следующем месяце, и всё как будто хорошо. Но не тут-то было. ВТБ никогда не подводит, не так ли? И вот спустя примерно неделю я замечаю, что около части операций значок кэшбэка с суммой появился, а в части - нет. Настораживаюсь и пишу в поддержку, которая меня откровенно в ответ посылает.

Как думаете, можно ему верить? Спойлер - нет

Вот кстати те самые операции. На первом скриншоте пример операций в истории, на которые был начислен кэшбэк, на втором - те, на которые не было

Обратите внимание на маленький блок на сером фоне "+50" на первом скриншоте - это сумма начисленного кэшбэка. На нём же видно, что подписку-то списать они не забыли

В июне я получаю кэшбэк - что бы вы думали - только по тем операциям, у которых был начислен кэшбэк в истории операций! Причём кэшбэк я получаю 9-го, но честно жду до 20-го, чтобы у банка был шанс доначислить разницу. Естественно, ничего не получаю. Снова пишу в поддержку и снова получаю в ответ рассказ о том, что я идиот.

Причём в этот раз меня называет идиотом сотрудник явно более высокого уровня, который не отвечает в чате, а рассматривает обращения, утверждая что никаких ошибок в сумме не было и нет.

Сотрудники поддержки на линии хотя бы делают вид, что хотят помочь, а сотрудник второй линии в обращении даже не утруждается сравнить суммы

Естественно, я планирую писать в поддержку и далее, показывая конкретные операции и объяснять, где сумма не сходится. Однако, получается что мне с калькулятором в руках придётся работать за разработчиков ВТБ, которые должны были это посчитать без моего участия (возможно, пост будет дополняться).

Итак, какие выводы можно сделать на данный момент, и какие вопросы задать:

  1. ВТБ - банк не очень хороших и не заинтересованных в вашей выгоде людей. Ну надо же открытие, скажете вы - но дело в том, что хороший банк должен быть в первую очередь заинтересован в своей выгоде, но во вторую - всё-таки и в вашей тоже. Тут же этим даже не пахнет. Когда открываете там счёт, будьте предельно осторожны и будьте готовы лично показывать сотрудникам банка каждую их ошибку в расчётах (подумайте трижды, готовы ли вы тратить на это своё время)

  2. Такие истории, когда бесплатный период акции не засчитывается как период её работы - это абсолютный бред. Если мой случай не единичный, мне очень интересно, что ВТБ думает про такие ситуации. Правда, учитывая что их репутация и так низкая, может быть им и пофигу. Отдельный кстати вопрос к @Yandex, - как вам такая ситуация, которая по сути бросает тень и на вас, как на партнера?

  3. Ну что уж, надо признать, что за май и за прошедшую часть июня кэшбэк был начислен в нужном объёме. Однако станет ли это причиной оставаться в банке ВТБ? Я пока что не могу сказать точно, но скорее всего нет

Показать полностью 10

Ваш канал сам себя не продвинет

Телеграм, ВКонтакте, Дзен, Макс — площадок становится все больше, а вот внимание аудитории по-прежнему ограничено. Что делать? Продвигать!

На Пикабу можно рекламировать свои каналы прямо в лентах сайта. Находите новую аудиторию и получайте живые переходы без сложных рекламных кабинетов.

Подойдет для:

  • авторских и экспертных блогов

  • бизнеса

  • медиа и новостных каналов

  • мемных и развлекательных сообществ

Запускается просто: добавляете ссылку, пишете заголовок и краткое описание и выбираете географию для показов. А дальше о вашем канале узнают тысячи пользователей Пикабу!

Продвинуть канал

1

Дополняю пруфом

Дополнение к посту Я все

Дополняю пруфом

Я конечно понимаю что 100% пруф закинуть каждому на карту для сохранения, но хоть так могу подтвердить серьезность намерений.

Показать полностью 1
12

ВТБ браво!

Уважаемые мадам и мсье, являюсь счастливым клиентом банка ВТБ, даже пенсию к ним перевёл, банк то клиентоооиентированный ( кэшбэк на пилюльки 5% у меня как у пенсионера) и решил поведать про один перфоманс, который случился на днях. Получаю значит недавно такое смс от ВТБ

Ну смс и смс, че уж тут... Может ошиблись ребята и отправился за уточнениями в чат приложения... Где вопрошаю - Господа, а шо собственно случилось? Мы же вроде давным давно договорились что уведомления бесплатные и живем в дружбе и согласии?

На что бодрая служба поддержки поддерживает меня типа:

Думаю - Персональная выгода! О как... Зря значит плохо думал то про банк, тут выгода на горизонте, сейчас значит разберемся что там за выгоды и радостно тапаю по "Расти с ВТБ". И тут мне раскладывают все по полочкам... Типа хочешь бесплатные уведомления? Да легко- нужен золотой статус... А вот требования к нему:

Вообще дело то плевое... Выполни 2 из 3 и не плати за уведомления, которые мы тебе изначально обещали бесплатно, да только суммы смущают.

Ну и собственно что меня удивило... Это правда так уровень жизни вырос, что пенсионер чтобы не платить 59 рублей в за уведомления должен 200 тысяч в месяц тратить? И пенсия по мнению банка у меня должна 350к быть?))Я понимаю что мой любимый банк в меня верит, что я могу достать такие деньги но что-то прям я думаю перебор)) Подскажите уважаемые, в чем тут моя персональная выгода то?)))

Показать полностью 4
3

Ох уж эти UI/UX специалисты


А вам не кажется, что новая иконка у Т-банка похожа на грузовик уезжающий с нормальным кешбеком куда-то далеко?!
Пост без рейтинга, просто наблюдение.

Показать полностью 2
14

Как ВТБ дважды заблокировал мои честные деньги и почему их сотрудники не знают законов

Привет, Пикабу! Нужен совет, а заодно очень хочу позвать сюда официальную поддержку сине-синего банка, потому что уровень бреда в моем местном отделении ВТБ зашкаливает. История о том, как остаться без копейки к существованию просто потому, что у банка заглючили алгоритмы, а сотрудники на местах включают режим «моя твоя не понимать».
Раунд 1. Блокировка на ровном месте
Всё началось недавно. Мои счета и приложение внезапно заблокировали по подозрению в каких-то там «мошеннических действиях». Ситуация паршивая, но я сразу пошел в отделение, всё объяснил, показал документы. Банк признал, что я ни в чем не виноват, извинился и всё разблокировал. Подумал — ну, бывает, система сбоит. Ага, щас.
Раунд 2. Те же грабли
18 июня мне понадобилось сделать обычный перевод по QR-коду (платил за тур во Вьетнам). Перевод делал сам, со своих личных денег. И что вы думаете? Роботы ВТБ делают эффектное сальто, и меня блокируют по второму кругу за те же самые «подозрения»! Приложение отвалилось, карты превратились в бесполезный пластик.
Визит в отделение и сказки от сотрудников
В тот же день я пришел в отделение и написал официальную претензию (её приняли, штамп на моем экземпляре стоит). Но дальше начался цирк.
Манагеры с грустными глазами заявили: «Претензия рассматривается 10 дней. Снять деньги через кассу вы не можете. Закрыть счет тоже нельзя, пока висит блокировка. Просто ждите».
Когда я сказал, что имею полное право прямо сейчас закрыть к чертям этот счет и забрать свои деньги, мне выдали гениальную схему: «Вы не понимаете, сначала надо закрыть карты. Карты закрываются в системе 10 дней, и только потом, когда-нибудь, система разрешит закрыть счет и выдать деньги».
Ребята из ВТБ, вы серьезно?
Откройте, пожалуйста, вашим сотрудникам статью 859 Гражданского кодекса РФ. Специально для вашего финмониторинга напоминаю:
Договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Он считается расторгнутым в день подачи заявления, а не через 10 дней, пока ваша внутренняя программа соизволит «удалить пластик». Ваши внутренние инструкции не могут быть выше федерального закона.
Блокировка карт — это не повод отказывать в приеме заявления. Мои деньги не арестованы судом и не заморожены приставами.
Банк обязан выдать или перевести остаток денег не позднее 7 дней после подачи заявления.
Что имеем в итоге:
Во вторник на эти заблокированные реквизиты мне железно падает зарплата (входящие переводы банк принимать, конечно же, не отказывается).
Мой план простой: во вторник я дожидаюсь зачисления денег и прихожу в отделение с уже готовым заявлением на закрытие счета и перевод ВСЕХ средств на карту другого банка (в Т-Банк).
Если ваши сотрудники снова начнут петь песню про «система не пускает, ждите 10 дней», я зафиксирую этот отказ на видео и сразу отправлю досудебную претензию Финансовому уполномоченному. Жалоба в Центробанк по первой блокировке уже улетела.
Уважаемый ВТБ, разберитесь с инструкциями для своего персонала и решите этот вопрос до вторника вручную. Я не нанимался давать вашему банку бесплатный кредит из своих честно заработанных денег.
Пикабушники, кто сталкивался с такой отмазкой про «10 дней на закрытие карт»? Как лечили этот бред?

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества