1033

Детство в Эфиопии часть 7

Предыдущая часть:

Детство в Эфиопии часть 6

Начало:

Детство в Эфиопии часть 1

Как я и говорил, после четырех лет в Эфиопии я уже считал её своим домом. Хотя, глядя в прошлое, сейчас понимаю, что жизнь там была не совсем удобной в современном понимании. Однако, не надо забывать, что дети с одной стороны более гибкие чем взрослые, а с другой очень консервативные. Верно говорится, что дети это маленькие старики.

Взрослые воспринимали жизнь в далёкой африканской стране совсем по-другому. Для них это была прежде всего работа, очень высокооплачиваемая вахта, в которой многочисленные неудобства воспринимались как неизбежная плата за высокие вознаграждения и карьерный рост. Мне всегда казалось, что было два мира - мир детей, считавших Эфиопию своим домом, и мир взрослых, считающих месяцы до завершения своей вахты. Для нас детей время текло очень медленно, а реальность была очень глубокой, и сейчас, оглядываясь в прошлое, мне кажется, что я будто бы прожил там целую отдельную жизнь. Но эта, казалось, вечная жизнь потихоньку подходила к завершению.

Мне никто не говорил, что наша вахта подошла к концу, скорее всего пришёл приказ. Просто за пару дней до выезда мы начали упаковывать вещи. Я не до конца понимал, что происходит. Наша квартира опустела - все тяжелые предметы мы отдали соседям, кастрюли сиротливо остались лежать на кухне, для следующей семьи.

Меня разбудили ранними утром. У двери полупустой квартиры стояли чемоданы. Мы в последний раз молча позавтракали на кухне. Оделись.

Мама сказала:

-Ну давайте посидим на дорожку.

Мама всегда так говорила при наших многочисленных переездах. Мне очень не нравилось это "сидение на дорожку", потому что было очень тревожно, и родители были так не похожи на себя - с напряжёнными лицами и мыслями где-то далеко.

Мы, не закрыв дверь квартиры, вышли во двор, быстро погрузили четыре чемодана в военный УАЗик цвета хаки и выехали из двора.

Я только в тот момент понял, что не попрощался ни с кем из друзей. Понял, что больше никогда не сяду на ставшим родным Пазик с базы. Это было как озарение.

Когда мы в последний раз поехали по Кашаша-стрит я смотрел в окно УАЗа. И как сейчас помню, окно нашей кухни в удаляющемся Зелёном доме. Я не преувеличиваю, мне стало тяжело на душе, и я смотрел на пустую утреннюю Аддис-Абебу, пытаясь хоть что-то запомнить. Отчасти это получилось, и я довольно детально запомнил свою последнюю поездку по Эфиопии. И помню её и сейчас, хотя прошло очень много лет.

Улицы Аддис-Абебы

Улицы Аддис-Абебы

Дух кочевников всегда был силён в офицерской среде, и мы дети словно его улавливали и старались, как и взрослые, не цепляться за места и людей. У нас было принято - сегодня одно место, потом другое, сегодня одна школа, завтра вторая, сегодня одни друзья, завтра другие. Ничего постоянного. И в душе всегда боролись две силы - привязанность к месту и идеология жизни военного. Никогда не надо было признаваться себе, что ты к чему-то привязался, ведь это могли отнять в любой момент. Так было проще жить. Но как родители не понимают чувства детей! Только сейчас, став отцом, я понимаю, как безобразно грубо ведут себя взрослые с маленькими людьми, как будто отказывают им в каких-либо глубоких чувствах. Мне до сих пор больно вспоминать тот день, хотя прошло почти 35 лет, а мои родители его совсем не помнят.

УАЗ приехал в аэропорт.

С тех самых пор я больше не видел любимую Аддису.

Когда сели в ИЛ-62, мы полетели над Эфиопией, я смотрел, как саванну сменили горы, покрытые зеленью, и подумал - какая огромная страна, а я совсем её не знаю после стольких лет жизни в ней и теперь, так и не узнав, покидаю. Это было очень тоскливое чувство, будто ты начал что-то узнавать, но теперь не узнаешь никогда.

Как я писал в первой части, ИЛ-62 всегда совершал посадку в Адене. Так было и в этот раз. Там я выстоял пару очередей в дьюти-фри (меня всегда ставили в очередь, как бота) и родители купили замечательный двухкассетник Sharp WQ-561, а также блок дефицитных в СССР видеокассет TDK. В ИЛ все тащили сумки, кругом было оживление, а я думал про свой двор и о том, что сейчас желтый ПАЗик без меня поехал в школу.

Самолёт приземлился в весеннем Шереметьево-2. Я вам скажу по опыту, никогда не надо приезжать в Россию весной, это может очень больно ударить по психике)

В Аэропорту меня бросилась обнимать какая-то молодая женщина в свитере оверсайз, с химией в рыжих волосах и огромными красными клипсами. Я был в ужасе. Но оказалось, что это была моя сестра, которую я помнил хрупкой школьницей-подростком с русой косой. Мне пришлось некоторое время привыкать к её новому облику)

Мы поехали по серой весенней Москве в шикарную гостиницу Министерства Обороны (такой я вообще тогда никогда не видел). Глядя в окно такси, я даже не мог осмыслить, что происходит, будто смотришь фильм на экране телевизора. Мысленно я всё ещё был в Аддис-Абебе...

Эпилог.

После возвращения в Москву мой папа совершил мощный карьерный рывок. Ему присвоили звание подполковника.

Чтобы вы понимали - в военной медицинской службе нет генералов и высшее звание там - это полковник. Ему осталось уже совсем чуть-чуть до того, чтобы получить звание полковника, а это уже главный врач целого военного округа. Круче в мед службе только главный военный врач СССР.

Теперь не Родина решала, куда нам ехать, а мы сами решали. Папе предложили на выбор любой город СССР для прохождения службы, а это была огромная честь. Я до сих пор помню, как в шикарной гостинице Министерства Обороны мы изучали атлас СССР и тыкали в города, куда можно поехать. От Дальнего Востока, где мы уже жили сразу отказались (не в обиду ДВ).

Мама очень хотела в Прибалтику, которую очень любила со времён службы папы в ВДВ. Она всё время говорила - поехали в Вильнюс или в Винницу.

Но папа был непреклонен - Симферополь. В Крыму звание главного военного врача освобождалось быстрее, так как там полковник должен был скоро уйти в отставку. К тому же в СССР Симферополь был городом 1 категории. Поэтому мы, не долго думая, выбрали Симферополь, а перед новым назначением папа получил месячный отпуск и проезд всей семьёй куда угодно. Мы поехали в родной Свердловск, тем более там лежали наши вещи (в основном книги), которые мы сдали дедушке перед поездкой в Африку.

Кто-то писал в комментариях, что в командировки за рубеж ездили "куркули", которые отправлялись туда ради денег и карьеры. Это не совсем так.

Мы были изначально в общем-то нищей семьёй без всяких связей, но служба вынесла моего отца на вершины военной карьеры. Это правда, вот так работали тогда социальные лифты.

Конечно же, нашим военным тогда полагались большие выплаты за службу в регионах боевых действий за рубежом. По сути, это было тогдашнее СВО, и выплаты были внушительными.

Не хотелось бы ворошить болезненную для многих тему денег, но если сказать честно, мой папа заработал своим трудом в Африке за годы службы свыше 40 тыс рублей при средней зарплате в 120-140 рублей в СССР. Я уже посчитал, что это около 20-25 млн. нынешних рублей. То есть зарплата моего папы тогда была около 800-1000 рублей в месяц (о чём я, конечно, не догадывался). Теперь вы понимаете, почему военные бились за право служить за рубежом. И брали на такую службу только лучших. Примерно такая же ситуация была лет десять назад в РФ со службой в Сирии ещё до СВО. С СВО я не сравниваю, потому что это широкомасштабные боевые действия, а мы говорим про локальные военные операции за рубежом. Совсем другая тема. Когда мы недавно обсуждали с родителями нынешнюю ситуацию, папа (под вздохи мамы) сказал - "я бы сейчас поехал на СВО не раздумывая" (кто бы сомневался ). Помните как там было в "Белом Солнце Пустыни" - "Ты какие клятвы давал?". Но папа давно в отставке и инвалид 1 группы.

А тогда, по возращению из Эфиопии, для папы открылись всякие престижные магазины вроде легендарной "Берёзки", и он, простой десантник из нищей семьи, выросший в землянке, который в детстве после войны ел сырую мороженую картошку, должен был в ближайшие годы возглавить гарнизонный госпиталь в Симферополе. Это был успешный успех.

Если хотите, мы оказались в социальном верхе советского общества.

Но, к сожалению для нас, и огромному облегчению для завистливых родственников, мы в итоге ничего не получили, так как случился переворот. В 1991 году все вклады таких военных, как мой папа, были заморожены. Все деньги у нас просто отобрали - их просто невозможно было снять со счета, вплоть до того момента пока они не превратились в тыкву. Всё, что получили мои родители от многих лет ограничений и работы в Эфиопии был телевизор Panasonic, видеомагнитофон Hitachi и тот самый двухкассетник Sharp. На нынешние деньги что-то в районе 300-400 тыс рублей. Как-то так.

Полковником мой папа так и не стал, и мы без копейки в кармане вошли в "святые" 90е. Добавлю, что у нас были ещё два талера, которые я наменял у эфиопов. Как там говорилось - не жили богато, нечего и начинать)

Но это, наверное, тема для другого цикла мемуаров, как мы жили в 90-е. Если это будет кому-то интересно, ведь там нет никакой экзотики, просто жизнь на сломе эпох.

В заключении я хочу изложить свои мысли про последствия жизни в военной африканской среде и мир глазами детей. Меня в детстве мало волновали все эти проблемы с деньгами, заморозками вкладов, социальным положением и престижем. Единственное только, что мне родители строго-настрого запретили говорить о том, что папа служил в Африке, чтобы не будить в людях зависть. В военной среде кичиться успехом было не принято. Поэтому я, как в том фильме, всем говорил, что папа "писарем отсиделся" на Дальнем Востоке.

Что я усвоил после стольких лет в Африке.

Конечно же, ворох впечатлений от многочисленных смен мест вкружил мне голову, и я сначала не думал про Аддису. Но потом всё равно накатило. Я очень скучал по Эфиопии, и мне пару лет снились сны про неё. Бывало, я иногда плакал от бессилия, что не могу вернуться туда. Даже строил планы, что повзрослею и сам поеду в Африку.

Самое главное, наверное, за что я благодарен своей судьбе - это за людей, которых подарила мне Эфиопия, многие из них стали мне по-настоящему близкими. И скучал я, главным образом, не по экзотике Эфиопии, как можно было подумать, а именно по людям. Многим будет трудно понять, но военная среда (а африканская военная среда вдвойне) - это, прежде всего, настоящая община, где нет случайных людей.

Во-первых, ты живёшь в понятном мире - вот эти люди в форме это свои, к ним безграничное доверие, а есть мир чужих, им доверять вообще нельзя. Я помню, что в Африке любой чёрный человек вызывал недоверие, но это не был расизм, потому что в СССР любой человек без советской военной формы вызывал точно такое же недоверие.

Представьте себе, что вы живёте в мире, где вы сразу видите людей, которым можно доверять - это "свои", и доверие к ним безгранично, а все прочие это "чужие". Представьте себе мир, где все квартиры никогда не закрываются, или ключ от них лежит под ковриком. Мир, где люди делят все радости и горести друг с другом. Где любой "свой" уже без пяти минут твой друг, и вам не нужно тратить время, чтобы что-то объяснить друг другу.

Только таким людям в детстве я доверял. Папа крайний слева.

Только таким людям в детстве я доверял. Папа крайний слева.

Вот взять ту же школу в посольстве, там преподают подруги ваших мам, там никто вас не ругает, не подсиживает, потому что вечером ваша мама и ваши учителя будут сидеть за одним столом.

Вся школа - это просто очень большая семья в прямом смысле слова. Да, вы можете с кем-то поругаться, даже подраться, но от этого человек не перестанет быть вашей семьёй.

Во-вторых, это был мир, где были только идеальные взрослые и здоровые взаимоотношения. За службу в Африке держались. Один косяк, и ты летишь обратно. Поэтому взрослые вели себя очень корректно друг с другом. Никаких синих ужираловок, пьяных драк, семейных разборок, которые так пугают детей. Каждый офицер - это витрина вооруженных сил СССР. Мы гордились нашими отцами. Там и так были отборные люди, а они ещё были поставлены в жёсткие рамки. И мы могли смело равняться на взрослых. Я не помню ни одного случая, когда бы меня обидел взрослый или я был свидетелем неправильного поведения взрослого. Это очень сильно вдохновляет в детстве.

Конечно, какие-то проблемы в семьях были, но взрослые не выносили их наружу, и мы ни разу не видели, как, например, жена орёт на мужа. Такого не было. Там за такое сразу на карандаш бы взяли. Для взрослых, наверное, это был стресс, но для детей - рай.

В-третьих, это идеальные природа и климат. Представьте себе, что у вас круглый год лето, которое просто иногда становится прохладным и дождливым. Я приехал в Эфиопию больным ребёнком, который выжил только благодаря тому, что мой отец врач. Я страдал лёгочными заболеваниями, а за годы жизни в Эфиопии стал абсолютно здоровым ребенком, просто потому что там не было зим, а горный воздух очень сухой.

В-четвёртых, полная свобода. Взрослые вообще не трогали нас. Мы жили абсолютно автономно. Эдакая детская община. Причём, в этой общине все друг к другу относились хорошо. За четыре года я во дворе подрался только раз с мальчиком Петей, и то потом мы помирились.

Показатель того, как мы автономно жили, это история с аккумуляторами, и как мы сделали себе детскую комнату на последнем техническом этаже Зелёного дома. Родители детей которым 8-10 лет, представьте себе, что ваши дети сами организовались, нашли неиспользуемое помещение, вынесли оттуда весь мусор, покрасили стены, покрыли их рисунками, поставили мебель, принесенную с помойки, и сделали это помещение своим детским офисом. Фантастика? А мы так сделали. И никто из взрослых не заинтересовался нашей деятельностью и даже пальцем не шевельнул, чтобы нам помочь.

Или вот ещё. Я собирал у себя детей со всего двора, чтобы смотреть диафильмы, чувствовал себя при этом директором кинотеатра. И это было нормой.

Вот этот глубокий уровень доверия, равенства и общности я больше вообще никогда и нигде не встречал. Это, наверное, бывает только в каких-то сектах. И людям, выросшим в жестоких дворах 80х и 90х, это просто невозможно объяснить (ведь как можно жить и никого не унижать, не чморить и не бороться за место под солнцем?)

Чтобы понять, как мы жили посмотрите фильм "Таинственный лес". Я когда его смотрел аж глаза увлажнились именно от атмосферы возврата в эфиопское детство, хотя фильм немного про другое.

Как следствие, я потом в СССР и РФ чувствовал себя немного чужим, будто Штирлица забросили в Третий Рейх. Как будто всё время держал в голове, что "где-то далеко, где-то за рекой идут эфиопские дожди". А всё это вокруг, просто искажение, а есть там она, настоящая реальность, мир, которому принадлежу я. Это заставляло меня держаться отстранено от коллектива и очень тщательно выбирать себе друзей.

Возможно, это повлияло и на всю оставшуюся жизнь, но это скорее предмет для бесед с психоаналитиком, нежели для постов на Пикабу.

Что касается моих родителей, они воспринимали жизнь в Эфиопии скорее как вахту, службу, полную лишений. А после возвращения из Африки и трагедии крушения всех их планов, они замкнулись в себе и больше никогда не вспоминали Эфиопию, ведь это было болезненное напоминание о потерянных возможностях и деньгах. И вы не поверите, за почти 35 лет мы в семье ни разу не говорили о тех днях, словно это запретная тема...

Эпилог.

В 1991 году наши военные ушли из Эфиопии.

Дома военных заселили местные жители.

Русский госпиталь Балча, открытый ещё в 19 веке, был передан Эфиопии в 1997 году при Ельцине, когда экономили на всём.

В 2007 году наш "офис" (военную базу, ГВС) превратили в поле для гольфа, а взлётную полосу в дорогу.

В январе 2017 года снесли Белый дом, а чуть позже Зелёный дом.

Январь 2017 года. Руины Белого и Зелёного дома.

Январь 2017 года. Руины Белого и Зелёного дома.

Теперь на этом месте офисные-центры, а Кашаша-стрит превратилась в нормальную асфальтированную улицу с разметкой. Трущобы расселены.

Вот что теперь на месте Кашаша-стрит. На месте Зелёного дома теперь зелёный парк.

Вот что теперь на месте Кашаша-стрит. На месте Зелёного дома теперь зелёный парк.

Мне теперь намного больше лет, чем моим родителям тогда. Сейчас после написания этих мемуаров я просто вспоминаю мальчика с пером грифа в выгоревших на солнце волосах, бегущего по саванне вдоль взлётной полосы. Он счастлив...

UPD:

Детство в Крыму. Часть 1

34
Автор поста оценил этот комментарий

Обязательно слетайте в Эфиопию. Посетите места своего детства)

раскрыть ветку (1)
42
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже ездил в места своего детства в Крым. Всё смотрится очень странно. Как будто великан попал в кукольный домик. Возникает диссонанс с воспоминанием в голове и реальностью. Тем более, Эфиопия сейчас это абсолютно другая страна. Я наверное, съезжу рано или поздно, но от поездки ничего не жду.

показать ответы
89
Автор поста оценил этот комментарий

Жаль. Жаль что закончилась прекрасная серия рассказов.

Пиши ещё. Слог хороший.

раскрыть ветку (1)
40
Автор поста оценил этот комментарий

Ну я ещё хочу немного запилить просто постов с фотками Аддис-Абебы. И может чего по Крыму 90-93-го года напишу, если интересно будет.

показать ответы
6
Автор поста оценил этот комментарий

Надеюсь, ТС продолжит писать про Крым, и тогда будет Крапивин наяву. Очень жду

раскрыть ветку (1)
21
Автор поста оценил этот комментарий

Раз люди так просят, я конечно попробую. Это более сложная задача, как мне кажется.

12
Автор поста оценил этот комментарий
Крутые посты!
тс, сколько друзей "эфиопов" в итоге нашлось на пикабу?
раскрыть ветку (1)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Ну нашлась девочка из соседнего подъезда, которую я знал. И даже немного сейчас вспомнил, с которой у нас были общие друзья.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Дополнительно - начальник военно медицинской академии, начальники факультетов и отдельные начальники кафедр были генералами м/с.
раскрыть ветку (1)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Я просто так понимаю, что это уже штучные люди, за пределами карьерной лестницы. Мой папа обычный человек и не думал, что прыгнет выше полковника. Говорил, недавно с майором МС, он прям удивился, что папа чуть полковником не стал.

показать ответы
20
Автор поста оценил этот комментарий

Огромное спасибо за то что Вы нам рассказали. Я тоже такой же ребенок, родился в 1973. Похожие детские воспоминания. Только меня привозили каждое лето за 1200 км в Курскую область.

Меня больше впечатлила фотография офицеров. Такие взрослые лица, а ведь им по 25-27 лет. Капитана, на майора меняли примерно в тридцать и то если по службе все хорошо.

Я просто застал таких офицеров в 1992 году. В Кандалакше. У них было полнейшее непонимание, будущего. Мне то что, учебка, еще полтора года и в запас. А у них жизнь была построена на другом будущем.

Летеха, старлей, капитан, а дальше или в дружественную страну или в академию. А потом перспективы карьерного роста. А уж дальше как удача и друзья по училищу(академии) вывезут.

А в 92 сломался союз. И все перспективы остались там, где ты их ждал.

Я в армии был кодером (штабной крысой), по этому в основном общался с офицерами. От комбата и выше. Но и с ребятами из казармы поддерживал дружеские отношения (крысой меня никто за спиной не называл).

Так вот, вспомнил, что наш начмед, м-р, расспрашивал о Н.Новгороде. Он сам после Афгана, с красной звездой, расспрашивал что за город и стоит ли туда ехать на пенсию.

Мой отец в 1965 закончил с отличием Горьковское ракетное училище, и решил стать гражданским специалистом (окончил еще один ВУЗ).

Хотел просто сказать спасибо, а на эмоциях вон чего накатал.

раскрыть ветку (1)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Кадровых военных хорошо так поломало. Многие просто не смогли встроиться в новый мир. А ведь это были в основной массе, отличные люди.

16
Автор поста оценил этот комментарий

Пиши ещё, друг. У тебя отлично получается.

раскрыть ветку (1)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Постараюсь. Надо с мыслями собраться.

16
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, это было офигенно. Если не сложно - потрудитесь запилить это на author.today. Я такие мемуары очень люблю. Но они редко встречаются. Вот для примера воспоминания парнишки из послевоенной Белоруссии https://author.today/work/61027. Ваши будут смотреться не хуже.

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за отзыв и ссылки, я обязательно посмотрю.

Автор поста оценил этот комментарий

Извините, а можно что-то подробнее про "город 1-й категории". А то насколько я для себя понял, категоризации никакой нигде и не было никогда по городам.

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

В СССР были категории снабжения городов. Типа приоритета в планировании, насколько я понимаю.

показать ответы
8
Автор поста оценил этот комментарий

Давай дальше про 90е!

раскрыть ветку (1)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Так детский рассказ постепенно превратится в мрачный артхаус))

показать ответы
12
Автор поста оценил этот комментарий
Вам нужно книгу писать, Вы настоящий Мастер. Очень светлый и честный.
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за поддержку)

0
Автор поста оценил этот комментарий

Я в эту тему пытался погрузится и все что нашел - одну карту-новодел без какого-либо источника данных. Вы, как минимум, можете сказать, что о таких категориях слышали в доинтернетное время? Нисколько не подвергаю сомнению Вашу историю, наоборот думаю Вы тут единственный сможете достоверно помочь разобраться, поскольку Вам хочется верить.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Говорю, что знаю. Данных в доинтернетную эпоху осталось мало. Но я это дважды слышал. Могу перепросить у человека при случае. Мне самому интересно.

Но суть одна - Симфер был реально топовым городом а то время.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

Вы мастерски умеете уходить от ответа.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ну хоть где-то у меня есть мастерство) Спасибо.

Автор поста оценил этот комментарий

Прекрасно знаю, кто и как пьёт. Вопрос был: хотели ли вы, чтобы у читателя сложилось впечатление, что в России все регулярно ужираются и обижают детей, или это вышло случайно?.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем мне это? Вы ищете заговор там где его нет. Я описываю жизнь без политеса. Странно, что сейчас все ищут какой-то подтекст.

показать ответы
5
Автор поста оценил этот комментарий

Как будто сам прожил отрезок счастливой жизни маленького мальчика. Автор, спасибо за все "эфиопские" тексты! У Вас точно есть дар превращать буквы в эмоции) Пишите ещё!

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Я вообще не ожидал, что это кому-то понравится. Просто хотелось вернуться в детство. Кризис среднего возраста и всё такое)

3
Автор поста оценил этот комментарий

А мне здесь видится травма от нарушения привязанности. Человек формирует привязанности, а потом его сдергивают в новое место к новым друзьям. А потом снова, и снова. А ведь для ребенка постоянство очень важно!

Ну и еще вопрос об отношении к нему родителей. Не сказать ребенку, что уезжают навсегда, не дать возможности попрощаться… Совсем не бережно к психике своего ребенка, и неуважительно к его личности.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Постоянство для ребёнка очень важно. Смена места жительства и школы это тяжёлый стресс в этом возрасте. Знаю психотерапевта, который считает, что все дети военных имеют в той или иной степени психологические травмы на этой почве. Про себя говорить не берусь, я не специалист.


Что касается родителей, я спрашивал. Папа сказал - пришёл приказ. Он сам даже с коллегами не успел попрощаться. Приказы не обсуждают.

11
Дело говорит
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, Автор! Все Ваши посты на одном дыхании! Это готовая книга для детей и взрослых, в которой есть все для ума и для сердца! Пишите еще, пожалуйста.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо за отзыв. Я постараюсь написать что-то ещё. Сейчас аврал на работе пройдёт и можно будет спокойно сессть подумать.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Очень нравится вас читать. Буду еще ждать посты.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Напишу ещё.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Когда же будет новый пост. Я сижу на завалинке и жду😆

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Подумываю запилить. Но я сейчас болею. Постараюсь собраться с мыслями...

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

брали на такую службу только лучших

Нескромно и наивно.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Как скажете.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы Вы были офицером, то понимали, что скорость продвижение по службе и наибольшая должность (а значит и звание) зависят от того где служишь и твоей специальности. К примеру на флоте у ракетчика или артиллериста больше должностей для продвижения, чем у связиста и медика, что означает медленный рост в звании и меньшая должность при выходе на пенсию.

Так что папа автора просто не мечтал стать генералом так, как до полковника большая проблема была для него дослужился.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Всё так. Медики очень медленно растут и полковник это был практически потолок. Да и то годами приходилось место полковничье ждать, потому что полковник МС это уже начальник гарнизонного госпиталя. А для Симферополя тех лет, это был практически главный военный медик Крыма, кроме Севастополя.

показать ответы
Автор поста оценил этот комментарий

Поэтому взрослые вели себя очень корректно друг с другом. Никаких синих ужираловок, пьяных драк, семейных разборок, которые так пугают детей. ... Я не помню ни одного случая, когда бы меня обидел взрослый или я был свидетелем неправильного поведения взрослого.

У читателя может сложиться впечатление, что в России все регулярно ужираются и обижают детей. Вы же не это имели ввиду?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Лично у нас в военном городке элитной части ВДВ даже инциденты со стрельбой были. Или вы думаете, что военные не пьют со всеми последствиями? Вынужден вас огорчить.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий
author.today ресурс, где публикуют книги.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Понятно, спасибо. Может попробую, просто пока времени на всё это нету.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Очень трогательно) Где вы на последней фотографии?
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Прикрываю рукой глаза от солнца.

Автор поста оценил этот комментарий

Почти поверил. )) Но. Вчера уже появился твой ответ (я не успел его увидеть, — только заметил, что он есть), а потом был сразу же стёрт. Только сегодня увидел "толерантную версию" ответа.

Из чего можно сделать 2 вывода:

— Ты до сих пор прекрасно помнишь, чё-как произошло;

— Но вот раскрыть тему... )))

Понимаешь, додумывается всегда намного более худшее, чем оно было на самом деле. )

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Какая-то теория заговоров) Это такие мелочи, кто там с кем подрался. Мальчишки постоянно дерутся а той или иной степени.

Я, кстати, ничего не стирал. Вообще нету привычки тереть сообщения, потому что я обычно думаю, прежде чем писать. Иногда ошибки правлю.

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

я во дворе подрался только раз с мальчиком Петей

Из-за чего с мальчиком Петей подралсяись?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, какая-то мальчишеская мелочь)

показать ответы
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ой, выздоровления вам. Пишите, слог у вас прекрасный.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

2
Автор поста оценил этот комментарий

Очень хорошо читается, пишите ещё. Интересно а как ваша сестра восприняла всю эту историю? Она простила родителей, что они её бросили? Что ничего не купили(квартиру, машину) ей даже по возвращению? Её мнение спрашивали?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Мне она говорила, что довольна тем, что жила всё это время у тётки и была свободна. Не забывайте, она была уже девушкой -подростком. Родители постоянно прислали ей деньги, и она ни в чём себе не отказывала. Но подозреваю, что всё не так просто.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Напишите про ваши 90-е это будет второй цикл. Может быть позже решитесь на издание книги. Согласна с вашими читателями , пишете увлекательно, хочется продолжения)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Попробую, наверное. Несмотря на предчувствие, что второй сезон "уже не тот" ))

4
Автор поста оценил этот комментарий
В жизни любого человека множество событий, хороших или плохих и это субъективно. Оставаться Человеком самое сложное. В данном случае, я вижу автора, Человеком с большой буквы.
Да, это на основании моих субъективных чувств!
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Хотелось бы верить, что вы правы)

0
Автор поста оценил этот комментарий

Гугл выдает только такую карту. Но она, с вероятностью 99% - фейк (и Крым тут как раз якобы в третьей категории, потому что карта составлялась из идеи "русских людей обижают" куда больше, чем даже из субъективных представлений о разнице в снабжении, безусловно имевшей место. Мне все-таки кажется, исходя из общих знаний, что точной категоризации не было, но была, с одной стороны, разница в планах розничной торговли и, с другой стороны, разные степени злоупотреблений местными торговыми организациями. И это вещи скорее ситуативные, чем строго нормированные. Если кто-то в комментариях еще поправит - буду очень рад.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно будет услышать кого-то на эту тему. Мои родители говорили про это. А потом я спустя мгого лет это же услышал от своего друга, который живёт в Симферополе

3
Автор поста оценил этот комментарий

Очень хорошо и качественно написано! Вот реально, как книжку читаешь. Вы яркий пример советского образования! Все тексты без ошибок))), запятые на месте, правильный слог, логичный текст и отсылки. Читать было очень приятно!

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо)

Автор поста оценил этот комментарий

Т.е. человек в форме - свой, все остальные "враги" это признаки здоровой психики?

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Смотря для какого возраста и обстоятельств.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, Вам нужно оформить эту серию постов в книгу, и выложить, ну, на АТ, хотя бы. Нон-фикшен там тоже заходит.
От себя - очень душевно, тепло написано, спасибо, за свои воспоминания о детстве.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А что такое АТ?

показать ответы

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Недвижимость и ремонт

Теги

Популярные авторы

Сообщества